Бизнес 3 урока для бизнеса, которым учит игра го

Published on Октябрь 7th, 2013 | by Юрий Брызгалов

0

3 урока для бизнеса, которым учит игра го

Сегодня одна из передовых стран в области робототехники — это Япония. Поэтому любому, кто создает бизнес, связанный с роботами, придется сотрудничать или конкурировать с японскими компаниями. Чтобы делать это более успешно, важно понимать, как думают японские бизнесмены.

Некоторое представление о способе их мышления может дать  традиционная и популярная в Японии игра го. Говорят, что в некоторых японских компаниях партия в го — это обязательная часть собеседования на должность руководителя высокого уровня, потому что по манере игры можно многое сказать о человеке. Этот материал посвящен 3 стратегическим урокам, которым учит го.

Го — это настольная игра, возникшая в древнем Китае. В ней игроки поочередно расставляют на специальном поле (называется гобан или доска) камни черного и белого цвета. Цель игры — набрать больше очков, которые игроки получают за занятую территорию и съеденные камни противника. Подробнее о правилах можно прочитать на Википедии.

Количество возможных партий на стандартной доске для го размером 19 на 19 линией сопоставимо с количеством атомов во вселенной. Это делает невозможным чисто механически просчитать все возможные варианты. Поэтому приходится опираться на стратегию и тактику. Это свойство сделало го классическим инструментом для подготовки армейских офицеров в странах Восточной Азии. Каким же урокам учит эта игра?

1. Необходимо развиваться по всему полю

В го, чтобы одержать победу, надо захватить как можно больше территории. Для этого надо развиваться, то есть расставлять камни, по всему полю. Если сосредоточиться только на одной части доски, то будет упущено стратегическое преимущество, в результате противник займет больше территории, получит больше очков и одержит победу.

Это правило необходимо применять и в бизнесе. Например, японская Toyota производит автомобили всех типов: компактные, представительские, внедорожники и другие. Это дает сразу несколько преимуществ:

  • Возможность сохранить Клиента, если он решил приобрести автомобиль другого класса. Например, пересесть с седана на внедорожник.
  • Увеличить объем рекламы. Так как можно показывать ее тем, кто хочет купить компактный седан, и тем, кто собирается приобрести внедорожник, и тем, кто решил обзавестисть электромобилем, например. В результате один и тот же человек видит рекламу Totota в несколько раз чаще. А чем чаще он ее видит, тем лучше запоминает бренд и вероятнее сделает выбор в его пользу при покупке.
  • Получить экономию от масштаба на производстве. Одну и ту же деталь можно использовать для разных моделей. Это позволяют увеличить объем производства, и снизить стоимость каждой отдельной детали, то есть делать более дешевые автомобили, повышая свое конкурентное преимущество. Это также распространяется на научные разработки. Например, одинаковую компьютерную систему можно установить на большее количество автомобилей, что снижает стоимость разработки для каждой отдельной машины.

Не обязательно быть огромной компанией, чтобы воспользоваться этим уроком. Например, небольшой магазин, который торгует роботами, должен увеличивать свой ассортимент, то есть торговать не только роботами-пылесосами, но и чистильщиками окон, робо-игрушками и т.д. Это позволит ему продать робота-чистильщика окон человеку, который ранее уже купил робота-пылесоса.

2. Необходимо начинать с создания укрепления

Вопреки необходимости развиваться по всему полю в го важно начинать со строительства укрепления, то есть защищенной области на доске, куда противнику будет тяжело вторгнуться. Это укрепление становится фундаментом для дальнейшего развития.

Компания Apple — это пример следования этому уроку. В начале своего развития она решила сконцентрироваться на определенной рыночной нише — компьютеры и программное обеспечение для дизайнеров. Комплексная работа в этом направлении позволила технике Apple стать стандартом для специалистов по дизайну всего мира.

Однако перфекционизм, присущий Apple, привел к пренебрежению первым уроком из этой статьи. В результате Apple проиграла конкурентную гонку IBM на рынке персональных компьютеров. Только, когда она стала играть по всему «полю», выпустив новый для себя класс устройств — телефон iPhone, компания смогла вновь добиться успеха. Но сейчас она с трудом противостоит натиску производителей мобильных телефонов на платформе Android из-за того, что отказывается развиваться по всему «полю» и выпускать действительно дешевый телефон.

Сегодня, выходящий на рынок компании также необходимо начинать с концентрации на определенном рыночном сегменте, то есть строительства укрепления. Например, компания iRobot сначала создала робота-пылесос, а позже, в соответствии с первым уроком, увеличила ассортимент до робота-чистильщика бассейнов и робота-чистильщика водостоков. Уверен, что она продолжит расширять свою линейку моделей.

3. Если стратегия правильная, то отдельные тактически проигрыши не влияют на победу

Стратегия и тактика всегда взаимосвязаны. Но первая важнее. В партии го обычно насчитывается несколько десятков ходов, часто больше ста. Если выбрана правильная стратегия, направление развития, то один или даже несколько не очень удачных ходов не смогут сильно повлиять на исход партии.

Вернемся к примеру с Toyota. Наличие нескольких моделей автомобилей в линейке позволяет избежать значительных потерь, если одна из них оказывается неудачной, потому что можно перераспределить ресурсы, например, бюджет на рекламу, в пользу других моделей, и в результате ничего не потерять с точки зрения объема продаж.

Искусство игры в го и бизнеса заключается в том, чтобы разрешить противоречие между первым и вторым уроком, а также понимать, какая стратегия правильная, а какая нет. Но, увы, простых ответов на эти вопросы нет.

Продолжение статьи: Еще 3 урока для бизнеса, которым учит го.

Если материал понравился, то, пожалуйста, поделитесь им с друзьями:

Tags: , ,


About the Author

Юрий Брызгалов

Главный редактор онлайн-журнала Robome. Фанат роботов. Считает, что хороший бизнес меняет мир к лучшему, особенно если он связан с робототехникой.



Back to Top ↑