Бизнес roman_zhukov_wicron

Published on Октябрь 20th, 2015 | by Юрий Брызгалов

1

«Робот привлекает столько же внимания, сколько девушка-модель» – Роман Жуков, CEO Wicron

Wicron – это российская компания, создающая робота-телеприсутствия Webot. В этом материале один из основателей и генеральный директор Wicron Роман Жуков рассказывает о компании, бизнесе, людях и роботах. 

roman_zhukov_wicron_2

Роман, расскажите, пожалуйста, как была создана компания?

Первыми участниками команды были студенты МГТУ им. Баумана в 2010 году. Я тогда перешёл с кафедры «Ракетные и импульсные системы» на «Робототехнику», где мне поручили заняться робототехническими соревнованиями, чтобы команда представляла  на них наш ВУЗ, выделили небольшой бюджет.

Сначала мы развивались исключительно на соревновательной базе, но в 2011 году решили заняться коммерческой деятельностью. Изначально мы собирались выполнять подрядные заказы по изготовлению мелкосерийных прототипов. Однако в 2012 году, когда люди стали взрослее и надо было думать, что будет дальше после шестого курса, начался поиск идей, анализ трендов, привлечение инвесторов, чтобы можно было создать хорошую робототехническую команду в России, которая будет разрабатывать качественные продукты.

Мы познакомились со Стасом (Стас Ашаманов, управляющий партнер проекта робота Lexy – прим. ред.), проанализировали направления, которыми мы можем заняться, выбрали отрасль телеприсутствия, подготовили бизнес-план, защитили проект и получили инвестиции от Игоря Ашманова.

Почему решили заняться именно роботами-телеприсутствия?

В решении прежде всего базировались на возможностях рынка России, наших компетенциях, а также личных интересах Игоря Ашманова.

Роботы-телеприсутствия – это габаритные объекты, которые благодаря своим размерам и возможностям оправдывают свою стоимость. Можно сделать устройство, которое будет именно роботом, то есть техникой с высокой степенью автоматизации услуг, оказываемых пользователю.

В декабре 2012 года мы создали коммерческую компанию, которая будет делать роботов-телеприсутствия.

Какие были первые шаги?

Мы начали создавать инфраструктуру по закупкам, изготовлению корпусов, механики и сборки здесь в Москве, чтобы делать пусть небольшое, но серийное производство. Также начали строить бренд и основу продукта.

Где-то за полгода мы сделали дизайн, разработали прототип и утвердили его у инвестора. Мы всё делали сами, не было возможности отдавать на аутсорс.

Весь 2013 год мы дорабатывали прототип, исправляли ошибки, искали людей в команду, проверяли поставщиков и т.п.

Под конец года мы сделали Webot. Это электронный собеседник, то есть робот совмещающий в себе функции персонального помощника, в том числе для удалённого общения, посредника между человеком и сервисами, которые существуют в интернете, и управляющего «умным» домом.

Со временем мы хотим выпустить аксессуары для «умного» дома, чтобы это поддерживало продажи, продлевало срок и интенсивность использования робота.

Какие показатели сегодня у компании Wicron?

На данный момент мы продали 16 роботов Webot, а также 3 частично собранных под другие проекты. Была сделана вторая версия робота с элементами автономности.

Было зарегистрировано три свидетельства на программное обеспечение, несколько патентов, включая патент на промышленный образец. Также мы получили грант Сколково. Была набрана определённая оценочная стоимость компании.

Был запущен ещё один проект – Lexy.

В чём отличие второй версии Webot от предыдущей?

В ней мы увеличили возможности робота действовать самостоятельно, чтобы его можно было использовать в публичных местах для автономного оказания услуг. Он может автоматически строить карту местности, объезжать препятствия и людей, реагировать на события.

Также у него есть возможность интеграции электронного собеседника для автоматического распознавания и генерации речи. И это не «облачный» сервис, а функция, которая находится на борту робота и может использоваться без связи с интернетом.

Вы собираете робота в России?

Да, монтаж компонентов на электронные платы, сборка и прочее осуществляется в России. Но, если рассматривать компонентную базу, то более 90% – это импортные детали, в основном из Китая, США, Латвии.

На этапе масштабирования мы планируем вынести производства за пределы России на площадки между Китаем и Тайванем.

Какие рыночные сегменты вы рассматриваете в первую очередь?

У нас есть восемь целевых направлений использования робота. Из них мы выделяем 3 ключевых рынка:

  • Рынок инклюзивного образования;
  • Оказание услуг в местах публичного доступа;
  • Банковская сфера.

Инклюзивное образование – это возможность получить доступ к обычной образовательной среде людям с ограниченными физическими возможностями. Это госпрограмма со своим бюджетом, запущенная в 2014 году. Туда также входит техника.

Робот Webot в публичных местах, например, музеях, позволит людям удалённого посетить их, прослушать экскурсии. Это будет служить экспансии культуры страны, которая их использует.

Большое направление – это оказание консалтинговых услуг через робота с интеграцией его в информационную систему компании, например, колл-центр или базу знаний. Так робот сможет рассказать, например, о банковских продуктах клиентам. Он сможет сделать это сам или установить связь с удалённым оператором. Последнее позволяет банкам повысить качество консультаций, так как дает возможность из одного центра контролировать нескольких операторов. А также оптимизировать расходы, потому что оператор может работать из региона с более низкой заработной платой, чем, например, в Москве.

Вы ориентируетесь только на Россию или также другие страны?

Пока работаем только в России, где проект защищен патентами, и функционал заточен под нас.

От международности нас отделяет следующих раунд инвестиций. Технически мы к этому готовы, но для этого требуется больше ресурсов, денег.

Мы хотим привлечь от 1 до 2 миллионов долларов венчурных инвестиций.

Как сейчас люди, например, клиенты банков, воспринимают роботов-консультантов?

Обычный человек воспринимает робота с WOW-эффектом. Это повышает эффективность продаж. Люди останавливаются, чтобы посмотреть на робота. Фактор задержки посетителя позволяет оператору сделать звонок на робота, а после этого спросить человека о цели визита и задать другие вопросы.

Например, при продаже билетов в местах с высокой проходимостью, но где люди обращают мало внимания на консультантов, робот увеличивает продажи в полтора-три раза. Это наш реальный кейс.

Робот привлекает столько же внимания, сколько человек с модельной внешностью и хорошими коммуникативными способностями. Но такие люди стоят дорого, и работают они всего несколько часов в день.

Как изменились клиенты за те три года, что вы на рынке?

Сформировалось восприятие клиентов. Они разбились на определённые сегменты. Сложились функции ценообразования, то есть появились показатели, которые позволяют рассчитать эффективность расходов на аренду или покупку робота и его интеграцию. На основе этих показателей мы подготовили специальные коммерческие предложения для разных групп клиентов.

Нам пришло понимание, что надо концентрироваться на трёх рынках, о которых раньше говорили, а на распыляться на несколько направлений.

Как изменился продукт, то есть робот, после реального использования?

По технической части многое изменилось. Долго перечислять.

Недавно нам озвучили фактор конфиденциальности. Нам надо сейчас технически продумать, как соблюдать требования конфиденциальности в публичных местах, например, говорить тише, управлять не звуком, а изображением на экране и т.п. Для этого у нас появились специальные приложения, которые позволяют показывать презентации, объяснять посетителям, что делать, и т.д.

Какие условия сотрудничества вы сейчас предлагаете клиентам?

У нас два предложения: базовая и расширенная версия робота, то есть с большей автономностью. Мы стараемся продавать роботов, хотя есть возможность взять их в аренду.

Для дилеров мы даем скидку, которая меняется в зависимости от объёма продаж. Цена роботов, как правило, определяется в ходе переговоров. Мы можем гибко подходить к цене, для каких-то сделок даже уйти в ноль или небольшой минус. Для конечного покупателя цена варьируется от 245 до 300 тысяч рублей.

С дилерами мы работает «под ключ», то есть при продаже робота к покупателю выезжает наш специалист, всё настраивает и показывает, чтобы клиент только кнопки нажимал.

Если материал понравился, то, пожалуйста, поделитесь им с друзьями:

Tags: , ,


About the Author

Юрий Брызгалов

Главный редактор онлайн-журнала Robome. Фанат роботов. Считает, что хороший бизнес меняет мир к лучшему, особенно если он связан с робототехникой.



  • Artem Tr

    16 роботов за три года — это маловато кажется. Робот слишком дорогой, по-моему. За что там 300к платить? Это же просто планшет на платформе с парой сенсоров и веб-интерфейсом.

Back to Top ↑