Published on Сентябрь 4th, 2015 | by Юрий Брызгалов
4Интервью с Николаем Пак (ЛИГА РОБОТОВ)
Образовательная робототехника – это большой рынок, а также важное направление с точки зрения развития общества и государства. О положении дел в этой области на примере Открытого инженерного сообщества «ЛИГА РОБОТОВ» рассказывает один из его основателей и руководитель Николай Пак. Также в проведении интервью помогала исполнительный директор «ЛИГИ РОБОТОВ» Валентина Любимова.
«ЛИГА РОБОТОВ» была создана в Новосибирске в 2011 году. Как она изменилась за прошедшие четыре года?
Весной 2011 года несколько студентов и преподавателей НГТУ, увлеченных робототехникой, решили создать своё сообщество, чтобы знакомить студентов с роботами. Назвали его «ЛИГА РОБОТОВ».
Когда в НГТУ проходили соревнования по робототехнике, приходило много зрителей с детьми. Нас завалили просьбами открыть клуб для детей. Мы к этому были не готовы. Но через полгода все-таки решили открыть пилотную секцию для школьников, рассказывать им о робототехнике.
Мы начали придумывать, чем заниматься. Вести просто кружок, куда дети приходят, чем-то занимаются и не знают, получится или нет, было неправильно. Начали придумывать методику обучения, потому что робототехника – это наука, которой надо заниматься, двигаясь от простого к сложному.
В начале в секции занимались около 25 детей в одном филиале в Новосибирске.
Сейчас у нас уже 14 филиалов в шести городах России: Новосибирск, Москва, Томск, Симферополь, Рязань, Новомосковск, а также планируется открытие филиала в Казахстане. Планируем, что этой осенью вместе с новым набором у нас будет заниматься около 2 500 — 3 000 человек.
В начале у нас было три человека, которые вели занятия. Сейчас с нами работает уже более 70 преподавателей робототехники.
Как изменились люди, которые учатся робототехнике?
В целом они помолодели. Всё с более раннего возраста дети хотят заниматься роботами. Если раньше у нас было ограничено в восемь лет, то в прошлом году мы открыли секцию для дошкольников от 5 лет. Учим их по методике, разработанной нашим методическим отделом для детей 5-7 лет. В этом семестре пройдет тестирование методика, специально разработанная нами для детского сада.
Дети стали умнее и сообразительнее. Наш методический отдел постоянно улучшает материалы, повышает их сложность. Бывает, что даже преподавателям сложно решить задачки из наших учебников.
У нас есть статистика, что те дети, которые занимаются робототехникой, лучше учатся и в обычной школе. Робототехника – это комплексная наука на стыке физики, математики, программирования, она дает всеобщеее развитие. Это помогает детям учиться.
Вы могли бы описать портрет среднего ученика?
Если брать среднеарифмитическое, то по возрасту это будет 11-12 лет. Мальчик. Хотя девочек у нас около 10%.
Видимо на девочек давит социальный стереотип, что они должны заниматься танцами, шитьём и т.п., а не инженерными науками. При этом девочки у нас учатся лучше мальчиков. Среди них есть победители соревнований. Среди поступающих в ВУЗы на инженерные факультеты много девушек. Мы видим это по преподавателям, которые к нам приходят.
Почему дети приходят в секции работотехники? Ради чего они занимаются: из интереса, ради будущей профессии, по настоянию родителей?
В первую очередь, кружки по робототехнике ребята посещяют потому, что это жутко интересно – они сами могут стать создателями новой искусственной жизни, которая работает, как они захотят.
К нам приходят дети, которые сами хотят заниматься. Если ребёнок не хочет, а родители его приводят, то мы сразу говорим, что не стоит его заставлять. Иногда ребёнок чисто психически не готов к занятиям в кружке с другими детьми. Тогда можно попробовать вернуться в следующем семестре или попробовать индивидуальную форму обучения.
По нашим оценкам 90% наших старших учеников выбирает себе инженерные специальности для обучения в ВУЗе.
Как изменились преподаватели?
Преподаватели стали очень красивыми! 🙂 Если серьезно, вначале преподавали в основном технически подкованные юноши. Сейчас же большинство преподавателей – это квалифицированные девушки с педагогическими навыками. Они могут хорошо донести до ребенка информацию, которую ему надо знать. При этом у них всегда есть возможность получить консультацию по каким-то сложным вопросам, так как у нас действует общая система знаний.
Если говорить в среднем, то возраст преподавателей – это 22-26 лет. Они зинтересованны в технике, общении и интересной работе.
Сейчас для преподавателей обучение – это работа, которая обеспечивает жизнь, или скорее хобби?
В «ЛИГЕ РОБОТОВ» работа преподавателя – это удачное совмещение работы, хобби и общения! У нас занятия проходят по выходным дням, иногда в будни. Это позволяет совмещать учебу или работу и преподавание. В плане зарплаты мы получаем отзывы, что платим даже больше за час, чем люди получают у себя на основной работе в образовательном учереждении.
Какие ключевые вызовы и сложности стоят перед «ЛИГОЙ РОБОТОВ»?
Мы хотим закрепить систему «школа-ВУЗ-предприятие» и поставить её на поток. Чтобы дети со школьной скамьи заранее знали, кем они хотят быть. У нас есть пара примеров того, как это можно сделать. Например, открыть ресурсно-методический центр. Это требует больших ресурсов, финансовых и человеческих, пока мы не можем это сделать своими силами. Ищем партнеров, общаемся с государственными органами.
К нам поступает много предложений работы по франшизе, поэтому есть разные сложности, связанные с ростом.
На чём вы сейчас зарабатываете?
У нас есть несколько направлений: секции по робототехнике, магазин по продаже роботов, услуги по разработке прототипов, судейство, организация праздников, рекрутинг, обучение взрослых робототехнике, услуги съемки с квадракоптера и еще несколько близких по тематике.
На секции приходится примерно 50% от оборота, на магазин – около 35%, всё остальное – еще 15%.
Какие у вас главные статьи расходов?
Кроме стандартных расходов на заработную плату, аренду и прочее, много денег уходит на расходные материалы и оборудование для секций, подготовку методического материала. Для сборки робота нужны детали, блоки, моторы, датчики, и мы их сами приобретаем. То есть затраты на них для детей и родителей уже входят в ежемесячную плату за занятия, и ничего покупать долполнительно для занятий не нужно. Кроме того оборудование периодически ломается, теряются детали, происходит амортизация.
По-хорошему, эти расходы должны ложится на ВУЗы, когда есть связка «школа-ВУЗ-предприятие». Школьники и студенты вместе с сотрудниками предприятия делают совместные проекты. Компания таким образом с помощью ВУЗа воспитывает своих будущих сотрудников.
Кроме того мы за свой счет организуем соревнования. Помогаем студентам, когда они могут придти в нашу лабораторию и позаниматься, создать свой интересный проект. И другие подобные статьи.
Есть ли у вас планы по созданию собственного конструктора для массового рынка?
Есть. Сейчас мы плотно взаимодействуем с кибернетическим отечественным конструктором ТРИК из Петербурга, и хотим сделать свой, похожий на старый советский коструктор. Однако здесь очень много составляющих, и сам конструктор из них занимает очень малую долю. Сейчас есть проблема с поиском дешевого и надежного микроконтроллера, а также другие сложности. Но мы пока не хотим раскрывать конкретные сроки реализации.
Спасибо, Николай, за интервью!
Вам спасибо! В завершении хочется обратиться к ученикам, родителям, сотрудникам, партнерам. Робототехника – это наука не будущего, а настоящего. Важно уже сейчас это настоящее делать вместе с нашими детьми. Очень важна поддержка, в том числе моральная. Важно, чтобы такие объединения, как «ЛИГА РОБОТОВ», знали, помнили, перенимали их опыт и помогали развиваться.
-
RoboIvan
-
robome
-
-
Artem Tr
-
Johnnie B.