Бизнес ЛИГА РОБОТОВ

Published on Сентябрь 4th, 2015 | by Юрий Брызгалов

4

Интервью с Николаем Пак (ЛИГА РОБОТОВ)

Образовательная робототехника – это большой рынок, а также важное направление с точки зрения развития общества и государства. О положении дел в этой области на примере Открытого инженерного сообщества «ЛИГА РОБОТОВ» рассказывает один из его основателей и руководитель Николай Пак. Также в проведении интервью помогала исполнительный директор «ЛИГИ РОБОТОВ» Валентина Любимова. 

Николай Пак и Валентина Любимова

«ЛИГА РОБОТОВ» была создана в Новосибирске в 2011 году. Как она изменилась за прошедшие четыре года?

Весной 2011 года несколько студентов и преподавателей НГТУ, увлеченных робототехникой, решили создать своё сообщество, чтобы знакомить студентов с роботами. Назвали его «ЛИГА РОБОТОВ».

Когда в НГТУ проходили соревнования по робототехнике, приходило много зрителей с детьми. Нас завалили просьбами открыть клуб для детей. Мы к этому были не готовы. Но через полгода все-таки решили открыть пилотную секцию для школьников, рассказывать им о робототехнике.

Мы начали придумывать, чем заниматься. Вести просто кружок, куда дети приходят, чем-то занимаются и не знают, получится или нет, было неправильно. Начали придумывать методику обучения, потому что робототехника – это наука, которой надо заниматься, двигаясь от простого к сложному.

В начале в секции занимались около 25 детей в одном филиале в Новосибирске.

Сейчас у нас уже 14 филиалов в шести городах России: Новосибирск, Москва, Томск, Симферополь, Рязань, Новомосковск, а также планируется открытие филиала в Казахстане. Планируем, что этой осенью вместе с новым набором у нас будет заниматься около 2 500 — 3 000 человек.

В начале у нас было три человека, которые вели занятия. Сейчас с нами работает уже более 70 преподавателей робототехники.

Как изменились люди, которые учатся робототехнике?

В целом они помолодели. Всё с более раннего возраста дети хотят заниматься роботами. Если раньше у нас было ограничено в восемь лет, то в прошлом году мы открыли секцию для дошкольников от 5 лет. Учим их по методике, разработанной нашим методическим отделом для детей 5-7 лет. В этом семестре пройдет тестирование методика, специально разработанная нами для детского сада.  

Дети стали умнее и сообразительнее. Наш методический отдел постоянно улучшает материалы, повышает их сложность. Бывает, что даже преподавателям сложно решить задачки из наших учебников.

У нас есть статистика, что те дети, которые занимаются робототехникой, лучше учатся и в обычной школе. Робототехника – это комплексная наука на стыке физики, математики, программирования, она дает всеобщеее развитие. Это помогает детям учиться.

Занятие в ЛИГЕ РОБОТОВ

 

Вы могли бы описать портрет среднего ученика?

Если брать среднеарифмитическое, то по возрасту это будет 11-12 лет. Мальчик. Хотя девочек у нас около 10%.

Видимо на девочек давит социальный стереотип, что они должны заниматься танцами, шитьём и т.п., а не инженерными науками. При этом девочки у нас учатся лучше мальчиков. Среди них есть победители соревнований. Среди поступающих в ВУЗы на инженерные факультеты много девушек. Мы видим это по преподавателям, которые к нам приходят.

Почему дети приходят в секции работотехники? Ради чего они занимаются: из интереса, ради будущей профессии, по настоянию родителей?

В первую очередь, кружки по робототехнике ребята посещяют потому, что это жутко интересно – они сами могут стать создателями новой искусственной жизни, которая работает, как они захотят.

К нам приходят дети, которые сами хотят заниматься. Если ребёнок не хочет, а родители его приводят, то мы сразу говорим, что не стоит его заставлять. Иногда ребёнок чисто психически не готов к занятиям в кружке с другими детьми. Тогда можно попробовать вернуться в следующем семестре или попробовать индивидуальную форму обучения.

По нашим оценкам 90% наших старших учеников выбирает себе инженерные специальности для обучения в ВУЗе.

Как изменились преподаватели?

Преподаватели стали очень красивыми! 🙂 Если серьезно, вначале преподавали в основном технически подкованные юноши. Сейчас же большинство преподавателей – это квалифицированные девушки с педагогическими навыками. Они могут хорошо донести до ребенка информацию, которую ему надо знать. При этом у них всегда есть возможность получить консультацию по каким-то сложным вопросам, так как у нас действует общая система знаний.

Если говорить в среднем, то возраст преподавателей – это 22-26 лет. Они зинтересованны в технике, общении и интересной работе.

Преподаватели ЛИГИ РОБОТОВ

 

Сейчас для преподавателей обучение – это работа, которая обеспечивает жизнь, или скорее хобби?

В «ЛИГЕ РОБОТОВ» работа преподавателя – это удачное совмещение работы, хобби и общения! У нас занятия проходят по выходным дням, иногда в будни. Это позволяет совмещать учебу или работу и преподавание. В плане зарплаты мы получаем отзывы, что платим даже больше за час, чем люди получают у себя на основной работе в образовательном учереждении.

Какие ключевые вызовы и сложности стоят перед «ЛИГОЙ РОБОТОВ»?

Мы хотим закрепить систему «школа-ВУЗ-предприятие» и поставить её на поток. Чтобы дети со школьной скамьи заранее знали, кем они хотят быть. У нас есть пара примеров того, как это можно сделать. Например, открыть ресурсно-методический центр. Это требует больших ресурсов, финансовых и человеческих, пока мы не можем это сделать своими силами. Ищем партнеров, общаемся с государственными органами.

К нам поступает много предложений работы по франшизе, поэтому есть разные сложности, связанные с ростом.

На чём вы сейчас зарабатываете?

У нас есть несколько направлений: секции по робототехнике, магазин по продаже роботов, услуги по разработке прототипов, судейство, организация праздников, рекрутинг, обучение взрослых робототехнике, услуги съемки с квадракоптера и еще несколько близких по тематике.

На секции приходится примерно 50% от оборота, на магазин – около 35%, всё остальное – еще 15%.

Какие у вас главные статьи расходов?

Кроме стандартных расходов на заработную плату, аренду и прочее, много денег уходит на расходные материалы и оборудование для секций, подготовку методического материала. Для сборки робота нужны детали, блоки, моторы, датчики, и мы их сами приобретаем. То есть затраты на них для детей и родителей уже входят в ежемесячную плату за занятия, и ничего покупать долполнительно для занятий не нужно. Кроме того оборудование периодически ломается, теряются детали, происходит амортизация.

По-хорошему, эти расходы должны ложится на ВУЗы, когда есть связка «школа-ВУЗ-предприятие». Школьники и студенты вместе с сотрудниками предприятия делают совместные проекты. Компания таким образом с помощью ВУЗа воспитывает своих будущих сотрудников.

Кроме того мы за свой счет организуем соревнования. Помогаем студентам, когда они могут придти в нашу лабораторию и позаниматься, создать свой интересный проект. И другие подобные статьи.

Есть ли у вас планы по созданию собственного конструктора для массового рынка?

Есть. Сейчас мы плотно взаимодействуем с кибернетическим отечественным конструктором ТРИК из Петербурга, и хотим сделать свой, похожий на старый советский коструктор. Однако здесь очень много составляющих, и сам конструктор из них занимает очень малую долю. Сейчас есть проблема с поиском дешевого и надежного микроконтроллера, а также другие сложности. Но мы пока не хотим раскрывать конкретные сроки реализации.

Спасибо, Николай, за интервью!

Вам спасибо! В завершении хочется обратиться к ученикам, родителям, сотрудникам, партнерам. Робототехника – это наука не будущего, а настоящего. Важно уже сейчас это настоящее делать вместе с нашими детьми. Очень важна поддержка, в том числе моральная. Важно, чтобы такие объединения, как «ЛИГА РОБОТОВ», знали, помнили, перенимали их опыт и помогали развиваться.

Если материал понравился, то, пожалуйста, поделитесь им с друзьями:

Tags: ,


About the Author

Юрий Брызгалов

Главный редактор онлайн-журнала Robome. Фанат роботов. Считает, что хороший бизнес меняет мир к лучшему, особенно если он связан с робототехникой.



  • RoboIvan

    А где можно на курсы записаться?

  • Artem Tr

    Знаю пару ребят, которые там занималось У них хорошие отзывы.

  • Johnnie B.

    Много учеников у компании. Даже на приличный бизнес похоже по оборотам. Если масштабировать до нескольких десятков филиалов, то уже серьезно будте. Плохо, что сейчас от банков денег на такой рост не получить совсем, а инвестора привлекать себе дороже.

Back to Top ↑