Технологии Microsoft

Published on Апрель 11th, 2014 | by Павел Брызгалов

0

Могут ли роботы иметь социальный интеллект?

Встреча с Эриком Хорвитц (Eric Horvitz), директором Redmond Lab, в главном здании Microsoft Research – это полноценное приключение.

«Умные» лифты, которые располагаются по среди коридора, по которому постоянно ходит множество людей, определяют, что вам нужно ехать и заботливо открывают перед вами двери.

Доехав до 3 этажа, вы встречаете робота с человеческим интерфейсом, которая смотрит вам в глаза и убедившись, что вам не помешала бы помощь, спрашивает: «Нужна ли вам помощь?». Вы говорите, что идете к Эрику, и она называет номер его офиса и как туда пройти. При чем во время объяснения она жестикулирует, как реальный человек.

Перед тем, как вы уйдете, она замечает, что уже сообщила Монике, виртуальной ассистентке Эрика, что вы скоро придете.

Пройдя несколько коридоров и поворотов, вы встретите Монику, которая скажет, что ей сообщили, что вы скоро придёте.

Эрик в офисе работает за компьютером, в то время как Моника говорит о плюсах и минусах незапланированных совещаний, основываясь на нюансах того, что Эрик делает сейчас, его планах в календаре и предыдущих поступках. Переработав гору информации, она приходит к выводу, что небольшой перерыв будет полезен и отпускает его.

Все это путешествие по зданию – это часть научно-исследовательского проекта ситуационного взаимодействия. Этот проект возглавляет Эрик, выдающийся учёный и менеджер Microsoft Research, и его коллега Ден Бохус (Dan Bohus). Они создают сложную многоуровневую среду, которая позволит значительно расширить повседневное взаимодействие между людьми и роботами.

Это взаимодействие основанно на том, что в определенных ситуациях машина может предоставить информацию о расположении тех или иных объектов, о том когда и куда ушли те или иные люди, причем основываясь не только на том, что сказал человек, но и на своем опыте. Например, если Эрик каждый день в час уходит на обед, и он срочно понадобился Дену, то Моника скажет, что, скорее всего, его можно будет найти в столовой. К этому можно добавить еще организацию общения и переписки между людьми и многое другое, что реализуется в рамках проекта.

Бохус говорит, что система основана на речевой комуникации, но при этом замечает, что это не только распознование речи, все намного сложнее.

Проект базируется на сложном взаимодействии множества вычислительных подсистем и методов: машинное зрение, обработка естественой разговорной речи, самообучение, планирование, распознование речи, акустический анализ и сициолингвистика. Все это создает новую область исследования — как автоматические процессы и системы, работующие с группой людей, будут взаимодействовать между собой.

«Годами нас волновал вопрос: «Как люди, когда говорят друг с другом в группах или просто вдвоем, сидя в кафе, так спокойно могут следить за нитью диалога, понимая и дополняя друг друга?» — Эрик Хорвитц

Сюда также входит понимание различной роли собеседников в процессе общения.

Эрик заявляет, что они уже решили основную проблему, касающуюся программирования искусственного интеллекта для такого общения. Им осталось только облегчить общение, сделать его более интуитивным, естественным.

technical_vision

Увеличения легкости через понимание общего контекста

Одно из направлений для облегчения общения с искусственным интеллектом заключается в том, чтобы научить роботов воспринимать время и окружающее пространство. Это означает систему долгосрочной и краткосрочной памяти и возможность работы с ней так же, как это делают люди.

Эрик вспоминает, как он пару лет назад пришел с очень долгого совещания, и его виртуальный ассистент сказал: «Привет, Эрик, давно не виделись!». Он сразу понял, что исследования Стефана Розенталя (Stephanie Rosenthal) аспиранта университета Carnegie Mellon, увенчались успехом. Именно он занимался интеграцией подобия человеческой долгосрочной и краткосрочной памяти в автоматические системы.

Развитие этого направления создает все новые направления для исследований в будущем. Вместе с ростом функционала и удобства использования платформы появляются все новые возможности для улучшения, как в сторону углубления и усовершенствования уже существующий возможностей, так и создание все новых функций.

«Когда ты все повышаешь уровень работы системы, и начинаешь видеть, что она становится все больше и больше похожа на человека, ты рад, но потом ты замечаешь, что во многих вещах она становится лучше и быстрее, чем ты сам. От этого становится не по себе.» Ден Бохус

Виртуальная ассистентка Эрика обладает большим набором умений:

  • Читать онлайн календарь;
  • Определять находится ли Эрик в офисе или нет;
  • Определять, насколько он занят в данный момент;
  • Предполагать, когда он закончит то, что он делает на основе предыдущего опыта;
  • Предполагать, когда он придет и покинет офис, а также проверит почту;
  • Прогнозировать окончание беседы, основываясь но его предыдущих диалогах;
  • И многое другое.

Умный лифт получает информацию с широкоугольной камеры на потолке и по темпу вашей походки определяет вероятность того, идете вы к лифту или же просто проходите мимо.

Робот-секретарь может сообщить вам о встречах, заседаниях и некоторую информацию о людях, посетивших их. На нем установлено множество датчиков, широкоугольная камера для распознавания лиц и система распознавания голоса, точно такая же, как и в Kinect от Microsoft. Он также знает здание и всех сотрудников, работающих в нем. А значит он может сказать, в каких они кабинетах, и направить вас к ним, а, если у них есть виртуальный помощник и он знает, что они отлучились, то сообщить об этом.

«Каждый из этих проектов раздвигает границы в нескольких направлениях.» Ден Бохус

Другой виртуальный секретарь занимается расписанием автобусов, курсирующих между зданиями кампуса Microsoft. Как и Моника, он может распознать множество людей и по информации, известной ему о них, принять решение о досрочном вызове автобуса. Если эти люди будут постоянно приходить в одно и тоже время, он даже может изменить расписание.

social

Взгляд в будущее

Количество областей, где могут с успехом применятся технологии ситуационного взаимодействия, неисчислимо велико: от космонавтики и медицины до образования и ликвидации стихийных бедствий.

Фантастические возможности, разрабатываемые в Microsoft Research, обеспечиваются техническим зрением и в долгосрочной перспективе тем, как Cortana, персональный ассистент недавно выпущенного обновления для Windows 8.1, обогащает систему. Он использует простой язык общения при запросах, самообучении и обработке контекстной информации для улучшения взаимодействия с пользователем.

Эрик ожидает всплеска активности вокруг темы персональных помощников, работающих на множестве различных персональных устройствах, но при этом объединяющих свой опыт и опыт людей, использующих их, в единую базу. Он рассматривает свой проект, как шаг на пути к искусственному интеллекту.

«Мы вливаемся в котел соревнований и интересных идей по созданию лучшего персонального помощника. Кто же победит?» Эрик Хорвитц

Такой секретарь сможет учиться и обмениваться знаниями и опытом с другими «собратьями», помогая организовывать отдых, работу и путешествия. Он сможет предвидеть ваши желания и потребности, основываясь на предыдущем опыте работы с вами и другими людьми, например, выбрать ресторан с вашими любимыми блюдами или скоординироваться с бизнес-партнерами.

Эрик верит, что всё это лишь начало компьютерной революции, и в будущем нас ждет еще множество удивительных вещей.

Материал основан на статье журнала Phys.org.

Если материал понравился, то, пожалуйста, поделитесь им с друзьями:

Tags: , , , ,


About the Author

Павел Брызгалов

Редактор раздела технологии. Окончил магистратуру МГТУ "СТАНКИН" на кафедре "Робототехника и мехатроника".



Back to Top ↑